08-10 октября 2013 г. в Национальной библиотеке Украины им. В. И. Вернадского прошла международная научная конференция "Адаптация задач и функций научной библиотеке к требованиям развития цифровых информационных ресурсов". В проведённом в рамках конференции семинаре "Библиометрия и библиотека: мировой опыт, украинская перспектива" приняли участие представители ЦБС Оболонского района г. Киева. С докладом на тему "Учёт статистических показателей библиотечного web-сайта" на семинаре выступил главный инженер ЦБС Оболонского района Олег Анатольевич Белостоцкий. Краткие тезисы представленного доклада приведены ниже.

Web-сайт ЦБС Оболонского района г. Киева существует уже 7 лет (сай был размещён в сети Интернет в октябре 2006 года), по состоянию на октябрь 2013 года на сайте размещено 20 682 файлов, общим объёмом 3,3 Гб, среднее количество посетителей - 1000 человек в сутки, Яндекс ТИЦ - 325, Googl PR - 5.

По структуре сайт представляет собой портал - у каждой из 11 библиотек на сайте свой раздел со своим уникальным (но сделанном в едином корпоративном стиле) дизайном, собственными материалами и собственным графиком обновления. Команда, которая занимается непосредственным наполнением сайта (создание html-страниц, обработка графических файлов, загрузка материалов на сервер) невелика - пять человек, но к информационном наполнению сайта прилагают усилия все библиотечные работники системы; библиотекари, которые непосредственно работают с читателями анализируют их запросы, интересы и в соответствии с этим подают идеи об информационном наполнении ресурса, пишут авторские статьи, проводят мероприятия и пишут по ним отчёты.

Основным инструментом анализа непосредственно статистических показателей web-сайта является специализированное программное обеспечение "счётчик" LiveInternet. Значок счётчика находится на каждой странице (как правило в нижнем правом углу) и отображает основные показатели посещаемости сайта (рис. 1).

Рис. 1. Легенда обозначений счётчика LiveInternet

При нажатии на счётчик открывается web-страница с расширенной статистикой где, в частности, можно узнать количество просмотров для каждой страницы за определённый момент времени (день, неделя, месяц). Такая статистика позволяет выявить наиболее и наименее популярные web-страницы. При этом каждая из страниц с определённой долей условности может быть отнесена к какой-либо тематической группе. Например, страница "Осенние праздники" - к группе "Культурология", биография Панаса Мирного - "Литературоведение" и т.п., страницы "Анна Ахматова - Стихи" и "Хіба ревуть воли як ясла повні" - принадлежат к группе "Полные тексты", при этом количество посещений для группы определяется как сумма посещений каждой из страниц группы (рис. 2).

Рис. 2. Пример распределения web-страниц по тематическим группам

Указанное распределение позволяет выявить наиболее популярные группы материалов и, таким образом, сделать вывод про эффективность принятых решений относительно информационного наполнения ресурса и запланировать эффективные обновления на будущее. Согласно проведённому анализу наибольшей популярностью за девять месяцев 2013 года пользовались страницы по культурологии (прежде всего это авторские стаьи о праздниках календарного цикла - осенние, зимние, весенние, летние праздники), полные тексты (собрания сочинений А. С. Пушкина, Анны Ахматовой, Панаса Мирного), индексы (главная страница сайта, главная страница детских библиотек, главные страницы каждой конкретной библиотеки), далее идёт группа "Литературоведение" (авторские статьи о жизни и творчестве поэтов и писателей) и так называемые "Полезные советы" (например, "Как пользоваться каталогом", "Если ребёнок не любит читать" и т.п. - рис. 3.

Рис. 3. Наиболее популярные материалы по группам (за девять месяцев 2013 года)

Продолжая анализ учёта статистических показателей библиотечного web-сайта можно заметить, что посещаемость страниц неодинакова на протяжени года. Например, статьи по литературоведению пользуются популярностью в сентябре, феврале и апреле, т.е. в начале учебного года, а также в месяцы, когда во многих учебных заведениях даются темы на курсовые и другие студенческие работы (рис. 4).

. Рис. 4. Повышение посещаемости страниц категории "Литературоведение" в сентябре, феврале и апреле 2013 г.

Статьи категории "Полезные советы" пользуются устойчивой популярностью в течении года за исключением летних месяцев (рис. 5).

Рис. 5. Посещаемость страниц категории "Полезные советы" (январь - сентябрь 2013 г.)

Анализ суммарных показателей посещаемости даёт возможность определить популярность уже размещённых материлов, сформировать оптимальную стратегию пополнения информационных ресурсов и даже приблизительно определить состав целевой аудитории пользователей (например, категория "Литературоведение" явно пользуется популярностью у студентов, которые начинают учёбу в сентябре и готовят на протяжении года студенческие работы). Но простой подсчёт суммарных значений не даёт возможности выяснить - является ли трафик на сайт целевым. Допустим, страница "Осенние праздники" за сентябрь собрала 4 421 просмотр, но остаётся вопрос - действительно ли пользователи, которые попали на эту страницу искали такую культурологическую информацию, или они попали туда случайно, вследствие несовершенных алгоритмов поисковых систем. Для того, чтобы сделать определённые выводы про долю целевого трафика можно использовать корреляционный анализ. При этом в качестве рядом, корреляция для которых может быть определена, используется количество просмотров страниц определённой группы и количество запросов на соответствующую тему. Например, группа "Полные тексты", возможные вопросы в поисковой системе: "пушкин", "твори пушкина", "произведения пушкина", "сказка о царе салтане" и т.п. Если при возрастании количества таких запросов - возрастает и количество просмотров соответствующих страниц с произведениями Пушкина - имеет место позитивная корреляция и можно сделать вывод про высокую долю целевого трафика. Наибольшую корреляцию дают ряды "Полные тексты" / "Запросы на полные тексты" - рис. 6.

Рис. 6. Результаты корреляционного анализа по рядам Просмотры / Запросы

В целом, можно сказать, что анализ учёта статистических показателей позволяет определить темы, которые пользуются наибольшей популярностью среди посетителей библиотечного сайта, это: культурология (народоведение, фольклор); полные тексты (в пределах, что не нарушают авторское право); авторские статьи библиотечных работников, условно объеденённые под понятием "полезные советы". Благодаря анализу и дальнейшему планированию наполнения сайта, стало возможным существенное повышение посещаемости ресурсу, которая имеет колебания на протяжении года, но в целом имеет устойчивую тенденцию к дальнейшему росту (рис. 7).

Рис. 7. Динамика посещаемости сайта ЦБС Оболонского района (2006 - 2013)

 

 

 

Повний список статей