Усадьба-музей Панаса Мирного


На празднование 90- й годовщины со дня рождения Панаса Мирного в Полтаве , в части дома, где жил писатель с 1903 по 1920 год, открыт литературно-мемориальный музей.
Работу по упорядочению литературного наследия Панаса Мирного , сбору экспонатов возглавил сын писателя М. П. Рудченко. Он же стал и первым директором музея.
Вероломное нападение фашистской Германии на нашу Родину в 1941 году помешал дальнейшему развертыванию работы музея , реставрации дома и всей усадьбы. В августе 1941 года наиболее ценные экспонаты музея были эвакуированы в Уфу.
Во время оккупации Полтавы гитлеровские захватчики уничтожили два мемориальных дома: по бывшей Монастырской(ныне Советская улица , 14), где жил писатель с 1871 до 1889года и по бывшей Мало-Садовой (ныне улица Короленко, 8), где он проживал до 1903 года. Фашисты надругались с памяти писателя: разрушили его могилу и надгробный памятник.

Значительную часть архивных материалов, предметы личного пользования, мебель удалось сохранить жене и сыну писателя. После освобождения Полтавы от фашистских захватчиков в октябре 1943 года литературно-мемориальный музей возобновил свою работу. В настоящее время музей размещался в двух комнатах: в одной было создано литературную экспозицию, во второй - отреставрирован кабинет Панаса Мирного. 1962 сын писателя передал государству родительский дом и все вещи и мебель, которыми пользовалась семья Рудченко. Сейчас завершена реставрация мемориальной части усадьбы, построено помещение для литературной экспозиции музея.

Усадьба восстановлена почти такой , какой она была в последние годы жизни Панаса Мирного. Площадь ее – полтора гектара. В центре двора стоит деревянный дом, рядом беседка, вокруг сад, где сохранились деревья, кусты, посаженные писателем. Он очень любил цветы, солнце, рощи, овраги – все прекрасное на земле. Панас Яковлевич не только любил природу, но и умел осторожно ухаживать и охранять ее. От веранды дома через сад к пруду идет аллея - излюбленное место прогулок писателя после работы. В свободные часы также с удовольствием отдыхал под плакучими ивами, которые и сегодня растут на берегу пруда.

Долгие годы писатель мечтал о том времени , когда купит такую усадьбу. «Рай летом» , как Панас Мирный называл усадьбу, он приобрел в марте 1903 года. Здесь он имел намного лучшие условия для писательской работы и встреч с собратьями по перу.
«Хорошенький идиллический домик » под железной окрашенной в зеленый цвет крышей, с небольшими окнами и побеленными стенами имеет два входа: парадный и служебный. У парадного входа прикреплена мемориальная доска с надписью: «В этом доме 1903-1920 pp. жил выдающийся писатель - классик украинской литературы Панас Мирный (П. Я. Рудченко)».

Около тысячи вещей , книг, фотографий и документов, принадлежавших писателю и его семье, размещены в семи комнатах: прихожей, гостиной, кабинете писателя, столовой, комнате жены, детской и хозяйственной.
Вся обстановка мемориального дома-музея дает представление о Панасе Мирном как о писателе, гражданине и человеке. Экспонаты, интерьер комнат способствуют лучшему пониманию его жизненного и творческого пути.

С волнением подходим к дому. На дверях - бронзовая дощечка , на которой выгравировано: «Афанасий Яковлевич Рудченко». Громкий колокольчик над дверью извещает о приходе гостей. Переступаем порог и попадаем в комнату-прихожую. Вешалки для одежды, зонтик, клюка хозяина дома, над стенами лари. На столике под зеркалом - документы на приобретение усадьбы, страховые полисы, подтверждающие более столетний возраст дома. Здесь же - домовая книга, заведена Афанасием Яковлевичем еще в 1903 году, в которой записаны все члены семьи: хозяин, его жена Александра Михайловна (1862-1943), сыны: Виктор (1892-1915), Михаил (1893-1974), Леонид (1898-1919).

Из прихожей вход в гостиную. Это самая большая комната дома. Стены обиты светлыми обоями с цветочным орнаментом , на окнах тюлевые гардины. Интерьер гостиной, как и всех комнат, отличается простотой. В центре комнаты – овальный стол под плюшевой скатертью шесть мягких с высокими спинками стульев. С потолка свисает красивая керосиновая лампа с белым абажуром. Между окнами на стенах - два зеркала в черных разных рамах, а под ними на тонких резных ножках - ломберный столик с подсвечниками. Пол покрывает разноцветный ковер.

 

Так выглядела гостиная в доме Рудченко


Все в комнате говорит о духовном богатстве хозяина, про  широкий круг литературных и художественных интересов. Привлекают внимание небольшие бронзовые бюсты Н. В. Гоголя и Т. Г. Шевченко (самые любимые писатели Панаса Мирного), которые были приобретены хозяином еще в молодости. Панас Мирный высоко оценивал творчество этих писателей, последовал и развивал их традиции в условиях пореформенной действительности. «Гоголь, - писал он 3 декабря 1902 года в письме к Коцюбинскому, - по духу и природе родной нам ... Его ... бессмертные типы из «Мертвых душ» - это образцы из наших господ ... Гоголь и душой и натурой наш ». Настольной книгой писателя был «Кобзарь». Т. Г. Шевченку он посвятил ряд стихотворений, статей, написал его биографию, принимал активное участие в организации и проведении шевченковских юбилеев, составлял воззвание по поводу запрета царским правительством празднования 100-летия со дня рождения Великого Кобзаря.

У входа на веранду - книжный шкаф и этажерка с книгами.Личная библиотека писателя полностью не сохранилась. Здесь представлены только 400 книг , среди которых произведения Н. В. Гоголя, Т. Шевченко, а также книги М. П. Старицкого, М. М. Коцюбинского, В. Г. Короленко с дарственными надписями.

Выдающийся украинский писатель, один из корифеев украинского театра, издатель альманаха «Рада» М.П. Старицкий помогал Панасу Мирному выдаваться, ставил на сцене его пьесы. 1898 Панас Яковлевич послал М. П. Старицкому повесть «Лихо давнє і сьогочасне». Прочитав это произведение М.П.Старицкий писал автору: «Получил я Ваше «Горе », чудесную, художественную беду ... Боюсь только , чтобы цензура не совершила «беде» беды ». В письмах к М. П. Старицкому Панас Мирный выражал желание выдать на страницах альманаха «Рада» цикл рассказов « Як ведеться, так і живеться» и роман «Повія».

Душой и сердцем Панас Мирный был благосклонен к М. М. Коцюбинскому , увлекался его произведениями. В одном из писем он писал: «... Спасибо Вам, сударь, большое спасибо за те несказанно дорогие и милые минуты, которые мне пришлось пережить, читая Ваши талантливые творения ... Плодите, сударь, и сейте больше, я уверен, что с того посева будет когда-то большая жатва ».

Дружеские , деловые и творческие связи поддерживал Панас Мирный с русским писателем-гуманистом В. Г. Короленко, который с 1900 года проживал в Полтаве. Они вместе подготовили сборник, посвященный 50-летию со дня смерти Н. В. Гоголя. В знак глубокой любви и уважения писатели обменивались своими книгами. Так, на титульном листе книги «Без языка» В. Г. Короленко написал: « Панасу Мирному от искреннего доброжелателя, В. Г. Короленко, 1903, г . Полтава». На подаренном В. Г. Короленко первом томе своих сочинений Панас Яковлевич тоже сделал надпись: «Славному писателю земли русской Владимиру Галактионовичу Короленко в знак искренней благодарности и глубокого уважения, автор. Полтава, 1903 г . »

В книжном шкафу Панас Мирный сохранял и свои первопечатные издания : женевское издание романа «Хіба ревуть воли, як ясла повні?" (1880), повесть «Лихі люди», книгу «Збираниця з рідного поля», пьесу « Лимерівна», рассказ « Морозенко », очерк« Сон », журналы« Заря », « Правда », где публиковались его произведения. Здесь же содержатся«Украинские народные сказки» издательства «Звезда», организованного писателем в Полтаве 1918 года.

На этажерке книга О. П. Косач (О. Пчилки) «Украинский орнамент» , а также журналы «Живописная Россия» и «Родной край», который выходил в Полтаве в 1905-1907 годах. Панас Мирный возглавлял в этом журнале отдел художественной литературы.

Семья Рудченко увлекалась музыкой. В углу гостиной стоит старинный фортепиано. На нем бюст П. И. Чайковского и фото Н. В. Лысенко. Сын писателя М. П. Рудченко вспоминал: «Мой отец на музыкальном инструменте не играл , но очень любил музыку». Музыкантом была жена писателя - Александра Михайловна. В музее хранятся сборники нот П. 1. Чайковского-любимого в семье композитора, ноты сборника революционных песен "Песни свободной России » издательства «Прогрессивные новости».

В библиотеке писателя много произведений композитора Н. В. Лысенко , с которым его связывала давняя дружба. В стихотворении «Привет нашему славному Баяну Николаю Витальевичу Лысенко в достославный день 10 марта 1892 от сердца полтавчан», и в статье «Горькая слеза на гроб славного сына Украины, незабываемого ее певца - баяна Николая Витальевича Лысенко» Панас Яковлевич характеризовал его как всенародного композитора, «кобзаря могучего», как певца с орлиным летом творческой мысли, человека с могучей силой вдохновения, глубокой верой в лучшую долю обиженного народа.

Неоднократно Н. В. Лысенко посещал Панаса Мирного в этом кобыщанском доме. В разное время здесь также побывали мастера украинской сцены М. К. Заньковецкая , И. К. Карпенко -Карый, П. К. Сакса -ганский, М. Садовский. Здесь же писатель приветствовал Лесю Украинку, М. Коцюбинского, В. С. Стефаника, О. Пчилку, X. А. Алчевскую, В. И. Самойленко, Ф. М.Колессу. Особенно памятной была в этой комнате встреча с выдающимися украинскими писателями, которые приезжали1903 года на открытие памятника И. П. Котляревского. В гостиной экспонируются групповые фотографии участников торжеств, посвященных открытию памятника первому классику украинской литературы.

Несмотря на страшную усталость на « казенной работе», в часы творческого вдохновения вечерам и по утрам Панас Мирный работал в своем кабинете, который расположен рядом с гостиной. Именно здесь написана поэма в прозе «Сон», в которой изображено свободную, счастливую, радостную жизнь людей в будущем, когда «не будет ни богатого, ни бедного, а все равны». В нем же писатель работал над романом «Повія», написал рассказ «Приключение с « Кобзарем », « Ерунда », пьесы« Не угашает духа », « Царевна-клубничка », стихотворения« К современной музе »,« К братьям - ссыльным », публицистические статьи.

 

Кабинет Панаса Мирного. Здесь все осталось так, как было при жизни писателя.


На полочках этажерки - произведения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Т. Шевченко, И. П. Котляревского, Г. Ф. Квитки-Основьяненка, а также Шекспира, Генри Лонгфелло, Генриха Гейне, которые Панас Мирный переводил на украинский язык.

На журнальном столике экспонируется «Сборник общества« Знание » за 1907 год на русском языке, в котором напечатан роман Максима Горького« Мать ». Великий пролетарский писатель интересовался творчеством Панаса Мирного, читал его выдающиеся произведения, в частности, роман «Хіба ревуть воли, як ясла повні?». Чешский литературовед Микулаш Неврли в письме музея 1953 года писал: «Горький говорил Кандыбе (О. Олесь), что это произведение (« Хіба ревуть воли , як ясла повні? ") Произвело на него сильное впечатление и что сам Мирный по глубине своего психологического анализа и реалистического изображения действительности похож на русского Толстого ».

Кабинет Панаса Яковлевича одновременно служил ему и спальней. Здесь все сохраняется так , как было при жизни писателя. На большом двухтумбовом столе - все необходимое для работы: чернильница, пресс-папье, ножи для разрезания бумаги, пенсне, керосиновая лампа под белым абажуром, счеты. Каждая вещь на столе имела свое место. В ящиках письменного стола хранятся письма от И. С. Нечуя-Левицкого, Д. И. Яворницкого, Ивана Билыка и других деятелей отечественной культуры.

Вещи , картины, фотографии сыновей, братьев, друзей размещены с большим вкусом. На стене - репродукция картины А. И. Куинджи «Украинская ночь», фотография работников финансового отдела казенной палаты (среди них и Панас Мирный), подаренная писателю в 1913 году сотрудниками по случаю 50-летия его литературной и служебной деятельности.

Внимание посетителей привлекает довольно скромная кровать, покрытая коричневым пледом , и диван, на котором лежит теплый зимний халат писателя. На стене у кровати – старинная плахта, ее писателю подарила мать.  На плахте прикреплен горельеф вождя национально-освободительного движения в Италии Джузеппе Гарибальди. Комнату украшают рисунки, сделанные Иваном Билыком. Имел талант к рисованию и Панас Мирный. Одна из его картин «Хутор», что выкопана цветными карандашами еще в 1892 году, экспонируется сейчас в кабинете.

Весь интерьер рабочего кабинета свидетельствует об исключительно скромной жизни Панаса Мирного , простоту и требовательность к себе.
Рядом с рабочим кабинетом расположена комната жены писателя Александры Михайловны Рудченко ( Шейдеман), с которой писатель прожил «тихой труженической жизнью, чуждой всякой роскоши». А. М. Рудченко имела высшее музыкальное образование, преподавала игру на фортепиано в Полтавском женском институте, руководила драматическим кружком в гимназии, учила своих сыновей русского и иностранных языков. Вместе с тем она вела и домашнее хозяйство.

 

Панас Мирний з нареченою — О. М. Шейдеман. 1889 рік


Центральное место на стене занимает большая фотография Панаса Мирного 1873 во время работы над романом «Хіба ревуть воли, як ясла повні?». На комоде - фотографии сыновей. Над диваном в черной резной рампе фотография Александры Михайловны и Панаса Яковлевича 1889 года. Здесь же фото Ивана Билыка и его детей, братьев жены - Сергея  и Георгия Шейдеман, которые в годы гражданской войны отстаивали завоевание Великой Октябрьской социалистической революции в рядах Красной Армии.

На письменном столе Александры Михайловны - афиша о спектакле драматического кружка гимназистов , которые она ставила. В этих спектаклях участвовал и сын Леонид. Привлекает внимание фото М. К. Заньковецкой - близкого друга семьи Рудченко и первой исполнительницы роли Лимеривна в одноименной пьесе Панаса Мирного. На обороте фотографии - автограф артистки: «О. М. и П. Я. Рудченко на память от искренне благосклонной к ним Заньковецкой».

Александра Михайловна поддерживала в доме атмосферу деловитости , порядка и уюта. Но она часто болела, и тогда все домашние хлопоты ложились на хозяина. В шкатулке, на письменном столе жены лежат письма Панаса Яковлевича к Александре Михайловне в Карловку, откуда она была родом, в другие города, где она находилась на лечении. Здесь много мелких бытовых вещей, которыми пользовались хозяева.

В комнате, где жили сыновья писателя Виктор, Михаил и Леонид, собраны вещи, документы, фотографии, рассказывающие об их успехах в учебе, характеры, пристрастия.

На этажерке - книги Гоголя , Т. Шевченко, И. Тургенева, Белинского, А. Писемского, Н. Добролюбова, В. Короленко, которыми увлекался старший сын Виктор, учебники ребят. На ломберном столике экспонируются аттестаты зрелости младших сыновей - Михаила и Леонида, рисунки Виктора, альбом с семейными фотографиями. На стене висит большая карта европейской части России.
Дети Панаса Мирного учились хорошо. Виктор закончил в 1914 году юридический факультет Московского университета. В начале первой мировой войны его мобилизовали на фронт. В комоде хранятся письма Виктора к родителям и Панаса Мирного к сыну. В письмах к сыну Панас Яковлевич остро осуждал империалистическую войну. «Война, - писал он, - одно из противоестественных измышлений человечества и способов разрешения Международных споров».

Талантливый юноша погиб на фронте в 1915 году. Отец тяжело переживал гибель любимого сына. Боль сердца нашла отзвук в его стихотворении « Горькая память».

После смерти сына по его просьбе отец передал большое количество книг в Полтавскую общественную библиотеку , некоторые издания - в библиотеку Румянцевского музея в Москве (ныне Государственная библиотека имени В. И. Ленина) , читателем которой был Виктор.

Средний сын Михаил любил математику. Он окончил Днепропетровский горный институт , работал инженером на шахтах Донбасса, а с 1939 до 1962 года был директором музея Панаса Мирного. Младший сын Леонид после окончания Полтавской гимназии учился в Киевском военном училище. Умер в 1919 году.

В просторной светлой комнате, служившей столовой за огромным дубовым столом, накрытым белой скатертью, собиралась вся семья Рудченко. Отец всегда садился на стул, стоящий между окнами, напротив - дети. Рядом со столом -посудный шкаф. Пол застилает скромная дорожка. Здесь отмечались и семейные торжества. В кругу друзей за чашкой чая велись беседы на литературные темы, обсуждались события, которые происходили в городе и стране. Именно в этой комнате 1909 году писатель прочитал родным свой остросатирический рассказ «Ерунда», который был откликом на разгул столыпинской реакции. В нем писатель высмеял всякого рода «народолюбцев» и царских держиморд, которые видели крамолу даже в книгах культурно-образовательного содержания, написанных на украинском языке.

 

Столовая. За этим столом собиралась вся семья Рудченко


Здесь собрано почти полтораста вещей , принадлежавших семье Рудченко. На стенах, обитых обоями «под дуб», висят фотографии: Панас Мирный с группой сотрудников казенной палаты 1891, 1897, 1900 годов. Между окнами - старинные часы, стрелки которых показывают 5 часов 30 минут – время смерти писателя.

Есть в доме еще подсобная хозяйственная комната , в которой собраны предметы быта. На полочке - столярные инструменты Панаса Мирного. В углу - снасти, которыми писатель ловил рыбу на пруду, коса, медный опрыскиватель. Среди вещей – древний поставец. Именно здесь во время обыска 1875 жандармы нашли запрещенную литературу, в частности, книгу А. И. Герцена«Голоса из России». Панас Мирный был тогда членом народнического кружка «Уния» и занимался распространением среди народа политической литературы.

При входе в хозяйственную комнату - два сундука . В одной из них хранились хозяйственные принадлежности, во второй - рукописи писателя. Этот окованный железом сундук писатель шутливо называл «шкатулок». В нем он прятал рукописи, которые из-за цензурных притеснений не смог опубликовать. Сейчас в музее хранится более 150 рукописей Панаса Мирного и Ивана Билыка. Среди них стихотворения «Отклик с того света от Ивана Петровича сына Котляревского», «Привет нашему славному баяну В. Н. Лысенко», «Братское приветствие провансальцам от родных им по духу украинцев», 49 записей народных песен, рукописи статей «Сельские обычаи», «О микроскопе», принадлежащих перу Панаса Мирного; пьеса«Чертополох» и записи устного народного творчества Ивана Билыка; более 280 листов эпистолярного наследия писателя и его семьи; часть архива журнала «Родной край» ...

В доме-музее есть много произведений писателя , изданных за годы Советской власти на украинском, русском языках, языках народов Советского Союза и стран социалистического содружества. Экспонируются также научные труды, освещающие жизнь и творчество Панаса Мирного, воспоминания о нем современников.

Собрано много экспонатов о памяти писателя по случаю 100- летия со дня рождения (1949), выступления участников научной конференции, посвященной 100-летнему юбилею литературной деятельности Панаса Мирного. Многочисленные материалы рассказывают о республиканской научной теоретической конференции, торжественном собрании по случаю 125-летия со дня рождения писателя, которые прошли в Киеве, Полтаве и других городах Украины.

В фондах музея -усадьбы также магнитофонные пленки с записями воспоминаний сына писателя - М. П. Рудченко, кинофильмы и диафильмы о творчестве Панаса Мирного, художественные фильмы по его произведениям - «Лимерівна» и «Повія».

 

Памятник Панасу Мирному во дворе музея


Сокровища дома-музея плодотворно используются в научных исследованиях творчества писателя советскими литературоведами.
Многогранное творческое наследие Панаса Мирного стало всенародным достоянием , вошло в золотой фонд отечественной культуры. Оно обогащает читателя знанием истории, помогает воспитывать благородные чувства - любовь к людям труду и ненависти к угнетателям. Хорошо об этом сказал Владимир Сосюра в стихотворении, посвященном Панасу Мирному:
Ти вчив любить народ, любив голодних, гнаних,
І словом огненним за них ти воював.
Ти в творчості своїй подібний океану
І гаю в бурі час, у клекоті заграв,
Що грізно так стають на синій Оболоні.
Ти рідний нам без меж, між нами, як живий,
Ти з нами в час новин, із нами в громі броні
І в дзвоні молотів за щастя йдеш у бій.




К полному списку статей