Судейкин Сергей Юрьевич

(1882, Санкт-Петербург - 1946, Нью-Йорк)



     Живописец, график, сценограф.
     С 1897 по 1909 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1909 году поступил в Санкт-Петербургскую Академию Художеств, где с 1910 года работал в мастерской Д. Н. Кардовского.
     Один из создателей художественной группы «Голубая роза» и организатор ее единственной выставки (1907). В 1900-10-е годы экспонировал свои работы на выставках Московского товарищества художников и Союза русских художников, в парижском «Осеннем салоне» ; с 1911 года - постоянный участник выставок «Мира искусства», член этого объединения. Основные произведения тех лет: «Русская Венера», «В парке», «Северный поэт», «Карусель», «Петрушка», «Арлекинада», портрет жены - О. А. Глебовой-Судейкиной в роли Путаницы, героини пьесы Ю. Д. Беляева, многочисленные натюрморты с фарфором и цветами, пасторали.
     Одновременно С. Ю. Судейкин занимался журнальной и книжной графикой, иллюстрируя М. Метерлинка, М. Кузмина и др. Сблизившись с известным меценатом С. И. Мамонтовым, вошел в театральную жизнь Москвы и Петербурга, оформлял спектакли в театрах В. Мейерхольда, В. Комиссаржевской, А. Таирова, Н. Евреинова.
     Принимал деятельное участие в создании литературно-артистического кабаре «Бродячая собака«; вместе с другими художниками расписал его стены по мотивам «Цветов зла» Ш. Бодлера. Оформлял там многие спектакли и вечера, осуществляя близкую ему идею театрализации жизни.
     В 1920 году эмигрировал в Париж, где работал над оформлением спектаклей в театрах «Летучая мышь» и «Балаганчик». В 1922 году переехал в Нью-Йорк. Там, в основном, занимался сценографией, сотрудничал с «Метрополитен-опера», работал с труппами Дж. Баланчина, М. Мордкина, М. Фокина. Продолжал создавать живописные полотна. Его картины того периода: «Американская панорама», «Русская идиллия», «Двойной семейный портрет», «Моя жизнь» и др.



     С Ахматовой познакомился, по-видимому, в «Бродячей собаке» или через поэта Михаила Кузмина. Был с ней дружен, называл ее в письмах «кузиной». Близкая подруга Ахматовой, актриса О. А. Глебова-Судейкина в начале 1910-х годов была его женой. С. Ю. Судейкину посвящено четверостишие Ахматовой, датированное весной 1914 года:
          Cпокоен ход простых, суровых дней,
          Покорно все приемлю превращенья.
          В сокровищнице памяти моей
          Твои слова, улыбки и движенья.
     4 ноября 1914 года Судейкин написал тушью небольшой, несколько стилизованный портрет Ахматовой на бланке журнала «Русская икона». Сама Ахматова в составленном ею списке своих портретов указывает, что это произошло в редакции журнала «Аполлон». Любопытные сведения о портрете содержатся в «Записках об Анне Ахматовой» Лидии Чуковской. 12 июня 1942 года: Ахматова «прочла мне письмо от Лозинского , в котором он, между прочим, пишет, что захватил с собой из Ленинграда ее портрет.
     - «Милый Лозинька! Верный друг. Это портрет, который сделал Судейкин. Карандашный набросок. Мы с ним забежали в редакцию (забыла какую! - Л. Ч.), Сережа Судейкин сказал: «Как Вы красиво сидите!» и нарисовал на бумажке. Потом бросил бумажку и мы пошли. Лозинский был секретарем редакции, подобрал рисунок, отдал его в рамку и всю жизнь с ним не расставался».
                        Лидия Чуковская. Записки об Анне Ахматовой.
                        1938 - 41. Т. 1. М.: «Согласие». 1997. - c. 462.

      Существует также карандашный портрет Ахматовой,выполненный Судейкиным в ее альбоме, который хранится в РГАЛИ. Облик Ахматовой стилизован в нем под греческую архаику.



Назад    Вперед
Галерея