|
Тышлер Александр Григорьевич
(1898, Мелитополь - 1980, Москва)
График, живописец.
Учился в Киевском художественном училище (1912-1917), затем посещал студию А. Экстер (1917). Участвовал в художественных объединениях Культур-Лига (Киев, 1917-1920), «Метод» (Москва, 1922-1925), Общество станковистов (Москва, 1925-1932). Работал как художник и постановщик в московских театрах.

О своих встречах с А. А. Ахматовой и о том, как была создана серия ее портретов, Тышлер оставил подробные воспоминания. Лучшие из созданных им портретных рисунков Тышлер подарил Анне Андреевне. Позднее она раздарила их своим друзьям - Рыбаковым, Лозинским, Ф. Я. Сыркиной, Л. Я. Гинзбург и другим.
Из воспоминаний А. Г. Тышлера:
«С Анной Андреевной Ахматовой я периодически встречался начиная с 1930-х годов <...>. Анна Ахматова привыкла к тому, что художники ее рисовали. Может быть, поэтому она охотно согласилась посидеть, или, как у нас говорят, попозировать мне. Это было уже в Ташкенте в период эвакуации в 1943 году <...>.
Часам к двенадцати дня я, захватив с собой папку и карандаши, пришел к Анне Андреевне. К работе я не приступал. Мы говорили о поэзии. Анна Андреевна читала свои новые стихи. Я вслушивался, всматривался и все думал, что же я должен еще передать, нарисовать, кроме «носа с горбинкой«? <...> Анна Андреевна читала свои стихи эпически спокойно, тихо, выразительно, так, что между нею и слушателем словно бы возникала прозрачная поэтическая ткань. Создавалось своеобразное мягкое звучание тишины. <...> Это помогло мне увидеть и нарисовать Ахматову. Первый рисунок получился не в образе. Было все, кроме Ахматовой. <...> Я уже хотел разорвать лист, но Анна Андреевна остановила меня, посмотрела на рисунок и сказала: «А вот если я опущу челку, все встанет на свое место». И действительно. Рисунок нашел свой путь <...>».
|
|