Белкин Вениамин Павлович

(1884, Верхотурье - 1951, Лениград)



     Живописец, график.
     Учился в школе А. П. Большакова в Москве (1904-1905), у В. Э. Борисова-Мусатова и в Париже (1907-1909) у Ш. Герена и Ш. Коттэ. Участник выставок с 1906 года ( «Союз молодежи», «Мир искусства» и др.). Рисовал для журналов «Аполлон» и «Сатирикон» (1909-1911), «Красная панорама» (1928-1929). В 1918 году к годовщине революции исполнил панно «Пегас» для Пушкинского сквера в Петрограде.
     Иллюстрировал и оформлял книги для ленинградских издательств («Княжна Мери» /1920/ и «Герой нашего времени» /1924/ М. Ю. Лермонтова, «Кот, сметанный рот» А. Н. Толстого /1924/, «Смельчаки» К. И. Чуковского /1925/, «Три мушкетера» А. Дюма /1929/ и др.) В 1919-21 годах работал над эскизами тарелок для Ленинградского Фарфорового завода («Победа трудящихся» и др.). Его работы экспонировались на зарубежных выставках (Париж, 1908, Нью-Йорк и Бостон, 1924). Выставки произведений Белкина состоялись в Ленинграде (1941 и 1955). Преподавал в Ленинграде - в Архитектурном техникуме ( 1924-1927) и в ИЖСА ( 1921 -1923 и 1928 -1946).



     В. А. Белкин был дружен с Ахматовой с начала 1910-х годов. Об этом свидетельствуют его рисунки в ее альбоме этого периода. (РГАЛИ, ф. 13, оп. 1, ед. хр. 16, л. 23).
     Первые известные нам свидетельства о работе над ее портретом относятся к маю 1922 года. В письме в Берлин В. П. Белкин писал: «Я усердно занимаюсь живописью, пишу портрет Ахматовой и этюды». (Цит. по: Молок Ю. Камея на обложке // Опыты. Журнал эссеистики, публикаций, хроники. 1994, N 1.- с. 127.) В музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме хранится экземпляр «Белой стаи», подаренный Ахматовой Белкину, со следующей надписью: «Милому Вениамину Павловичу Белкину в первый день писания нашего портрета весной 1922 года. Петербург.» В июне 1924 года Белкин показал портрет на выставке «Мира искусства». Видимо, неудовлетворенный своей работой, художник переписал портрет и вновь показал его на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в 1932 году. Специальные исследования, проведенные в Русском музее, где ныне хранится этот портрет, показали, что и впоследствии он подвергался авторской переработке, и, вероятно, датой окончания работы можно считать 1941 год.
     Черты А. А. Ахматовой угадываются в женских образах, созданных В. П. Белкиным при иллюстрировании поэмы Г. Чулкова «Мария Гамильтон» (леди Гамильтон - атрибуция Р. Д. Тименчика) и первой части романа А. Толстого «Хождение по мукам» - «Сестры» (одна из сестер - атрибуция Ю. А. Молока).
      (См.: Тименчик Р. Д. А. А. Ахматова / К 100-летию со дня рождения /. - Памятные книжные даты. М., 1989 и Молок Ю. Камея на обложке // Опыты. Журнал эссеистики, публикаций, хроники. 1994, N. 1)



Назад    Вперед
Галерея