Синякова Мария Михайловна

(1890 - 1984)



     График.
     В 1909 - 1910 годах М. М. Синякова входила в харьковскую группу-студию «Будяк» (чертополох, сорняк), объединявшую художников «левой» ориентации. В 1909 - 1911 годах она состояла также в группе харьковских художников «Голубая лилия», возникшей при студии выпускника Академии Художеств Е. А. Агафонова. В 1909 году группа провела одноименную выставку. Тогда же при ней был организован театр-кабаре «Голубой глаз», где ставились пьесы А. Блока, П. Потемкина, С. Городецкого и др., читались лекции по искусству.
     (Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820 - 1932). Справочник. Пб., 1992. - с. 34, 54)
     Из статьи Л. К. Алексеевой (Шаржи Марии Синяковой // Литературная учеба, 1990, N 2. - с. 174 - 176):
     «Синие оковы» семьи Синяковых воспеты многократно («Вот пять сестер, парящих в воздухе...»), их дом в Харькове, и в Красной поляне, и в Москве привлекал своей открытостью, приверженностью идеям литературного и художественного авангарда, эксцентричностью и независимостью. «Синяковых пять сестер. Каждая по-своему красива. Жили раньше в Харькове <...> В их доме родился футуризм. Во всех них поочередно был влюблен Хлебников, в Надю - Пастернак, в Марию - Бурлюк, в Веру - Петников, на Оксане женился Асеев,» - вспоминала Лиля Брик (РГАЛИ, ф.336, оп. 5, ед. хр. 153). <...> Здесь складывался кружок «Лирика», выросший в литературное объединение «Центрифуга» во главе с Г. Петниковым и С. Бобровым, к которому потом примкнули Б. Пастернак, К. Большаков, у сестер бывали В. Маяковский, В. Каменский, Д. Петровский, художники харьковской группы «Союз семи» <...>
     Необычайной красоте и экстравагантности молодой художницы вполне соответствовал и ее независимый нрав, проявлявшийся столь же ярко и неожиданно. <...>».
     М. М. Синякова экспонировала свои работы на выставках «Союза молодежи», в двадцатые годы пробовала себя в книжной графике (ее работы демонстрировались на международных выставках в Лейпциге, Кельне, Париже). В тридцатые годы она еще иллюстрировала В. Маяковского, Н. Асеева, но постепенно стала исчезать из поля зрения современников.
     «<...> Ей приходилось раскрашивать игрушки, работать на полиграфической фабрике, делать плакаты для нового университета, рисовать лекарственные растения к медицинскому атласу». (Там же. - с. 176).
     В 1920-е годы М. М. Синякова создала целую галерею шаржированных портретов своих современников: В. Маяковского, Н. Асеева, А. Крученых, О. Брика, В. Шкловского, В. Брюсова, С. Есенина, И. Северянина, А. Белого, А. Ахматовой и др. (шаржи помещены в альбом и объединены общей нумерацией). Со многими из портретируемых художница была дружна или хотя бы знакома, некоторые портреты делались по фотографии.
     К сестрам Синяковым обращены поэмы В. Хлебникова «Три сестры», «Синие оковы». Марии Синяковой поэт посвятил также стихотворения «Сегодня строгою боярыней Бориса Годунова...», «Харьковское Оно». В 1940 году художница создала литографический портрет В. Хлебникова.



Назад    Вперед
Каталог